В течение многих лет для погрузки руды и доставки ее на поверхность
применялись весьма несовершенные методы. Первоначально использовались
лопаты, и уголь вручную загружался в корзины, которые рабочими
выносились на поверхность. Позже стали применять вагонетки емкостью до 1
т, которые загружали вручную и толкали к выходу или околоствольному
бункеру, откуда порода поднималась на поверхность. Там, где очистные
работы велись выше уровня колеи, вагонетки загружались из рудоспусков
самотеком под действием силы тяжести и откатывались к следующему пункту
перегрузки. Во многих крупных открытых рудниках существует разветвленная
сеть рельсовых путей, по которым на грузовых составах, ведомых
электровозами или локомотивами на аккумуляторах, перевозятся сотни тонн
руды. В настоящее время для погрузки породы и руды используются
механические погрузочные машины и автоматические погрузчики.
Механические погрузочные машины подбирают материал и грузят в вагонетку.
Автоматические погрузчики на колесном или гусеничном ходу внедряют
кромку погрузочного органа достаточно далеко в отбитый материал,
загребные лапы непрерывно подают его на цепной или ленточный конвейер,
который выгружает руду со скоростью от 4 до 10 т/мин. В
выработках, не оборудованных рельсовыми путями, автоматические
погрузочные машины загружают материал в автомобили с конвейерами в
донной части. Эти доставочные машины перевозят материал от пункта
погрузки к распределительной станции системы ленточных конвейеров,
транспортирующих его непосредственно на поверхность или к стволу для
последующего подъема. Крутонаклонные ленточные конвейеры могут
перемещать породу под углом 30–40°. Некоторые безрельсовые погрузчики оснащены опрокидывающимися ковшами, смонтированными на колесных шасси.
|